Мама, я тебя ненавижу!
Маньяку Владимиру Муханкину после его поимки разрешили свидание с матерью. Убийца, не боявшийся, кажется, ничего, стоял потупившись, страшась гнева пожилой женщины. Она же была спокойна, словно ждала такого поворота в его судьбе. Мать и сын так и не сказали друг другу ни единого слова. И только когда его уводили, Муханкин, обернувшись, тоскливо обронил: «Вы меня уже никогда не увидите, мама» - эти скупые строчки криминальной хроники об одном из самых жестоких серийных убийц наводят на страшные мысли.
Разве думала когда-нибудь эта женщина, что ее сын станет маньяком? Разве об этом мечтала она в тот, миг, когда он родился, и вообще, мечтала ли о чем-то? И о чем думала она на последнем свидании с сыном-нечеловеком, сотворенным ее руками?
Нет дыма без огня... Из разговоров Владимира Муханкина со следователем Амурханом Яндиевым, которому заключенный оставил 18 тетрадей стихов, известно, какими были его “отношения” с матерью. Он чувствовал ее ненависть к себе еще не родившись. Будучи беременной, женщина несколько раз пыталась избавиться от него. Потом, когда он родился, она носила его к отцу, кричала: «Забери, он мне не нужен!» В дело даже вмешался сельсовет. Мать выгоняла его из дома, била. Его били отчимы, с которыми мать сожительствовала. Мальчик жил на деревьях, на кладбище, всегда мешая личной жизни своей мамаши. Она воспитала его волчонком. Потом не без ее участия подростка отправили в спецшколу для малолетних правонарушителей «на перевоспитание». Там его тоже били и насиловали сверстники (из 25 человек-воспитываемых 20 впоследствии отсидели за тяжкие преступления) — вот такое «перевоспитание». А все началось с матери...
Ее нелюбовь к сыну отразилась в его сознании как нелюбовь к нему всего мира. Свою обиду Муханкин начал вымещать на кошках, разрывая их на куски. И получая от этого какое-то непонятное извращенное наслаждение. А потом и на людях. Он мстил всем за свою детскую отверженность и недолюбленность.
А вот его стихи, обращенные к матери:
Таким, как вы, я не был никогда,
От вас не смог я спрятаться и скрыться,
Вы ж начали казнить меня тогда,
Когда я не успел еще родиться.
А я родился, вырос, взрослым стал,
А вы всю жизнь мне жизни не давали,
В своих убийствах против вас восстал
За то, что душу мою с сердцем разорвали?
И нечего сказать в ее защиту!
Но и с него нельзя снимать ответственности, он совершал ужасные, извращенные преступления, шокировавшие своей жестокостью даже видавших виды следователей, но правда можно понять причину этой страшной внутренней патологии, которая изуродовала психику этого человека. Который все-таки желал любви. Как и многие серийные убийцы, Владимир Муханкин имел семью, детей и считался примерным отцом и мужем.
Вот, например, его последнее письмо жене, которое та отказалась даже прочитать: «Здравствуй, Танечка, – пишет Муханкин. – Я решил написать, может быть, последнее свое письмо. Как бы ни было и чтобы ни было, но у меня была жена. Я ведь мог незаметно пронзить тебя заточкой и потом наблюдать со стороны, как соберется толпа вокруг упавшей, людские охи-вздохи, непонятки, “скорая”, милиция и тут же ужасался от мыслей ужасных своих: а как же дети без матери? А как же сын мой маленький без матери? А как же я без нее? Я ведь никого так сердцем в жизни не воспринял, как свою жену. Она лучше всех, она роднее всех. Я ее по запаху с закрытыми глазами из тысячи найду. Я прошу тебя, Танечка, не верить надуманным фантазиям тех людей, кто тебе обо мне наговорил много гадостей и превратил меня в своих выдумках в монстра какого-то. Это не так. Следствие разберется, и разберутся психиатры. Но не волнуйся – изнасилованных в моем деле нет. То, что много людей убил, – это факт и ни для кого не секрет».
И что должна была почувствовать женщина, 27 прожившая ( как например жена Чикатило) с таким человеком и даже не подозревавшая о его деяниях?
Изучая биографии серийных убийц, диктаторов и палачей, дрказано, что чаще всего человек становится таким из-за ненависти и страха перед своей родной матерью, которая в детстве жестоко подавляла и наказывала его. Таким образом он словно мстит всем вокруг за недостаток тепла, в котором нуждался в нежном возрасте и которого так и не получил. Многие пойманные маньяки впоследствии сознавались, что в детстве не были нужны своим матерям.
Мать известного на весь мир ростовского маньяка Андрея Чикатило относилась к своему сыну как к слабому ущербному существу и часто била его за ночное недержание мочи. У одного из самых жестоких - знаменитого Молошенко - мать была проституткой. Когда он кричал, надрываясь до хрипоты, она демонстративно гуляла около дома. Он никогда не играл со сверстниками. А уже в восемь лет стал охотиться с ружьем и считал удачным выстрел только в том случае, если успевал подбежать к агонизирующему животному. С тринадцати лет стал насиловать женщин. Черемухин, который оставил за собой пять трупов, в 18 лет узнал, что мать его нагуляла на стороне. Черемухин свою мать после этого возненавидел. У Цюмана мать трижды выходила замуж, сыном не занималась — отсюда его ненависть к женщинам. В криминалистике и психиатрии даже появился особый термин, объясняющий причины страшных нравственных уродств – “мать Чикатило”.
Вот как объясняет его профессор Бухановский Александр Олимпиевич, посвятивший немало исследований феномену серийных убийств: «Это- жестокие, деспотичные женщины с властным характером и ярко выраженной ролью семейного лидера, часто одинокие или унижающие своих мужей, оттесняющие их на периферию воспитания сына. Нередко у таких отцов эпизодически “просыпается раж воспитания” – фактически они на ребенке срывают свою униженность в семье. У сыновей таких матерей детские годы, когда коммуникация со сверстниками жизненно необходима для формирования будущей личности, проходят под строжайшим контролем и запретом на все “внеслужебные” контакты. Трагический дефицит общения со сверстниками, родительской любви и ласки, постоянное отсутствие положительных эмоций, неумение понять и выразить самого себя способствуют необратимым изменениям личности. Отсюда – неспособность к симпатии, к общению с другими людьми, неумение быть привязанным, любить, сопереживать. Эти дети не умеют защитить себя ни в моральном, ни в физическом плане, прячутся от действительности в мир необычных жестоких фантазий. У таких людей полностью отсутствует интуиция, способность понимать невербальную информацию, “читать между строк”, совершенно нарушена шкала этических ценностей».
Понимал ли кто-нибудь из этих “матерей”, каковы будут последствия их жестокого и сурового воспитания? Наверное, ни одна из них и не подозревала о столь страшных последствиях, вернее не давала себе труда об этом задумываться.
Как появляются убийцы, тираны, диктаторы? Кто виноват в страшных, необратимых сдвигах сознания этих людей, которые убивают себе подобных жестоко и беспощадно? Можно ли отследить цепочку последовательных превращений, которые делают невинного младенца хладнокровным палачом?...
Склонность к жестокости не всегда заложена в человеке генетически, в основном она приобретается в результате жизни. И чаще всего является влиянием со стороны окружающих людей и, прежде всего, самого близкого человека – матери. Потому что именно она отвечает в нашей жизни за канал любви.Оказывается, что необъяснимых преступлений не существует в принципе. И в основе каждого из них лежит душевная травма человека, который когда-то был лишен либо материнской ласки, либо слишком часто подвергался унижению и насилию, либо условия жизни его были настолько невыносимы, что в будущем он стремиться компенсировать свои страдания и отомстить за свои беды ни в чем не повинным людям. И в первую очередь своей матери.
Ведь мать, это человек, с которого начинается наш путь в мир...
Это только на первый взгляд кажется, что иметь детей и быть матерью – сплошное счастье и великое откровение природы, не имеющее ни подводных течений, ни проблем, ни сложностей. Красивая мамочка, красивый младенец, яркая ленточка, которой перевязан сверток с самым дорогим тебе существом. И нет ничего прекрасней и радостней материнства. Многие женщины жаждут его, даже не подозревая о том, что отныне они на какое-то время полностью погрузятся в особый мир. Где необходимая полная и тотальная зависимость от своего новорожденного ребенка. Где ты ни на минуту не принадлежишь себе, словно не существуешь в отдельности. Каждый миг – он рядом. И требует твоих забот, хлопот, времени, сил, и самое главное твоей любви.
Готовы ли юные создания до сих пор озабоченные только собой к такой великой ответственности – стать матерью. Готовы ли они к этому психологически и морально или воспринимают все, как забаву и игру? Готовы ли они к этому физически? То есть хватит ли у них на это простых, элементарных физических сил и здоровья. Есть ли у них помощники, которые смогут разделить ношу?
Многие молодые мамочки настолько устают в первые месяцы материнства от постоянного напряжения, связанного с кормлением, заботой, уходом за ребенком, постоянным недосыпанием, что буквально валятся с ног. И очень часто ловят себя на страшной мысли. Постоянный крик младенца настолько их раздражает, что они готовы заткнуть ему рот, отшлепать, даже отшвырнуть. Словно он не беззащитный несмышленыш, а специально издевающийся над ними изверг и садист. Мне приходилось наблюдать, как выбившаяся из сил, уставшая мамаша, в отчаянии хлестала своего шестимесячного ребенка по щекам, чтоб он только замолчал. Конечно, она даже не задумывается, что в этот момент, возможно, кладет первый кирпичик его судьбы, и это не кирпичик добра, а кирпичик ненависти.
Все перегибы в общении с ребенком – звенья одной цепи. И нужно быть очень внимательным, чтоб эти перегибы не нашли впоследствии какой-то страшный выход в судьбе самого дорогого вам существа.
Все самое важное, основополагающее закладывается в человека в детские годы. Именно вами. И только от вас зависит, что именно ляжет в фундамент его судьбы. Боль, ненависть, страх, гордыня или добро и свет. Подумайте об этом, когда замахиваетесь злобно на маленькое беззащитное существо, больно шлепаете и дергаете за ухо, когда запираете его в туалете, когда часами не подходите к нему , надрывающемуся в кроватке. Вы устали, он вам надоел, вы не хотите потакать его капризам? Чего вы таким образом хотите достигнуть? Хорошего воспитания или собственного спокойствия? Его ненависти или его любви? Мне кажется, прежде чем стать матерью, женщине нужно очень глубоко все это понять. А лучше, прочувствовать всем своим сердцем. И не спешить, чтоб ее собственные внутренние проблемы не отразились печальным образом на будущем ее детей.